Вас приветствует Централизованная библиотечная система г. Белово Кемеровской области и ведущая блога - Елена
Хромова . Мы рады приветствовать Вас и видеть всё новые лица у нас в читателях! Блог создан с целью поддержания тесной связи с коллегами , обменом информацией и ценным библиотечным опытом. Наш e-mail : belovo.cgb@mail.ru.; e.g.hromova@mail.ru Просьба оставлять свои соображения по поводу того или иного события. Удачи!


Адрес сайта:
http://belovo-lib.kmr.muzkult.ru/

понедельник, 29 ноября 2010 г.

Библиотечно-информационные ресурсы как объекты интеллектуальной собственности

Прочитав в блоге "ИТР в библиотечном деле" ПОСТ "ПРАВО ИЗГОТОВИТЕЛЯ БАЗЫ ДАННЫХ» – КАКОЕ ОНО?http://ideafor.info/?p=1924вспомнила статью "Библиотечно-информационные ресурсы как объекты интеллектуальной собственности", которая мне показалась очень актуальной, и не теряет своей важности в настоящий момент. Приведу основные выдержки:


Наряду с документами объектами интеллектуальной деятельности являются также результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые сотрудниками библиотек. К их числу относятся: каталоги, картотеки, электронные библиотеки, базы данных, программы для ЭВМ, реализуемые на различных носителях информации (в т. ч. на оптических компакт-дисках CD-ROM, DVD), электронные издания, информация, распространяемая по сетям, а также печатные издания (библиографические указатели, аннотированные списки литературы, обзорно-аналитическая информация, монографии, сборники докладов, статьи, научно-практические и методические пособия, сценарии праздников, вечеров и т. д.).
К объектам авторского права относятся и подготовленные в библиотеках производные произведения: аннотации, рефераты, резюме, обзоры, дайджесты и др. переработки произведений науки, литературы и искусства. Это касается и составных произведений: энциклопедий, антологий, баз данных, электронных каталогов и картотек, электронных библиотек и др. изданий, представляющих по подбору, расположению и систематизации материала результат интеллектуальной деятельности библиотечных работников.

среда, 24 ноября 2010 г.

Книжный квест «В поисках затерянного Люмена»

Внимание! Конкурс - литературный квест

       BookMix.ru приглашает всех неравнодушных к литературе различных жанров принять участие в очередном увлекательном книжном конкурсе. Загадки присутствуют в нашей жизни с малых лет, с ними мы развиваемся, растем. Сама жизнь преподносит новые интересные задачи и квесты каждый день, многие из которых мы не без удовольствия решаем, получая определенные награды.



      А загадки на книжную тематику, помимо того, что позволят проверить свой уровень начитанности и сообразительности, позволят получить новую информацию о произведениях, которые незаслуженно прошли мимо вашего внимания и пока не являются частью вашей библиотеки.



      На этот раз тема книжного квеста "В поисках затерянного Люмена". Почему? Ученье - свет! Без труда не вытащишь частицы из пруда... Многое сошлось воедино и теперь мы отправляется искать Люмен. Мы учли большинство пожеланий пользователей по предыдущему конкурсу и уверены, что второй квест будет проходить еще интереснее и динамичнее, хотя и не станет легкой прогулкой.

http://bookmix.ru/quest/


понедельник, 22 ноября 2010 г.

"ПЛАНОВАЯ ЗАПАРКА"


Время годовых планов и отчетов – пожалуй, самая горячая пора во всех учреждениях, в том числе и библиотеках. Выясняется масса вопросов, требующих разъяснений.
Приведу перечень работ, которые запросили провести работники библиотек системы от нас, методистов:
·        научить создавать электронные базы данных,
·        обучить оцифровке документов, их редакции (обрезке и др.), сжатию, сохранению в формате PDF,
·        познакомить с инновационными формами работы с детьми;
·        выучить методике ведения клубной деятельности и предоставить перечень документов по ведению клубов по интересам, кружкам и любительским объединениям (для начинающих),
·        дополнить знания работы с программами по созданию презентаций и печатной продукции;
·        провести учебу по научно-исследовательской деятельности в библиотеке,
·        осуществить комплексные занятия для молодых специалистов и вновь поступивших работников,
·        и, наконец, самый актуальный вопрос – объяснить методику работы в сети Интернет, выполнения медиауслуг.
Думаю, что на самом деле вопросов будет гораздо больше, нежели упомянутых  в данном списке. А для всякого добросовестного методиста, в течение любого года не хватает часов в сутках, повсюду витают навязчивые идеи, желание свернуть горы (да боязнь, что родственники не поймут их рабочего пыла), порывы участия во всех командировках и много всяких бредовых действ. Итак, призываю – каждому методисту – море возможностей реализовать себя – нерастраченного (или, может, слегка потрепанного?)!

суббота, 20 ноября 2010 г.

Онлайновый журнал НОВИНКА

В ноябре 2010 увидит свет в свободном доступе новый онлайновый журнал Американской Библиотечной Ассоциации - Journal of Research on Libraries and Young Adults
Издание  целиком посвящено   исследованиям в области  библиотечного  обслуживания молодежи.
Основная  цель   журнала –  развитие теории, исследований и практики в библиотечном обслуживании  молодежи.   Публикуемые исследования будут отражать результаты исследований, касающихся информационных и развивающих потребностей молодежи, менеджмента, оценки  и реализации  библиотечного обслуживания молодежи.

четверг, 18 ноября 2010 г.

Вольф Мессинг и ... библиотека


Просмотрела множество передач о таком человеке-чуде ХХ века, как Вольф Григорьевич Мессинг. Человеке, знавшем дату начала ВОВ и Победы в ней, крахе такой страшной машины, как нацистская Германия, дне смерти Сталина, часе смерти своей жены Аиды Михайловны, путче 1991 года, и многом,  многом другом, и всё время задаюсь вопросом – предсказание – это благодать или кара?  В Национальной программе поддержки и развития чтения указано « В обществе нарастают - даже на уровнях управления и «интеллектуальной элиты» - представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей», что в действительности страшно звучит для отечественных библиотек. В недавней своей статье давала ссылку на прогноз развития библиотек в XXI веке и подумала: "Вот бы Мессинга, да на прогноз о развитии бибдела!"

вторник, 16 ноября 2010 г.

Что и как читают библиотекари Слайд-презентация


Что и как читают библиотекари

В октябре 2010 года каждая библиотека системы проводила анализ формуляров сотрудников библиотек ЦБС г. Белово. Для того, чтобы выявить общие тенденции чтения и проанализировать их, было необходимо аккумулировать их в едином пространстве. Таким пунктом стал методико-инновационный отдел, куда стекалась вся информация. Интересно было выявить приоритеты чтения: лидеров и аутсайдеров, частоту посещений, предпочитаемые жанры литературы, профессиональное чтение.
Был произведен анализ 113 формуляров, по итогам которого можно отметить некоторые любопытные особенности в области чтения коллег. Интересно было проследить особенности чтения в разных возрастных группах. С этой целью весь массив документов был разбит на 3 возрастные категории: до 30 лет, от 30 до 50 лет и старше 50 лет.

понедельник, 15 ноября 2010 г.

Круглый стол "Библиотека и подросток"
View more presentations from hromova.
Круглый стол был организован Кемеровской областной библиотекой для детей и юношества (см.  вкладку Сайты библиотек Кемеровской области). Мочалова Елена Викторовна была приглашена в качестве соведущей, и предоставила данный ролик.

Слайд-презентация "Современная мужская проза"





воскресенье, 14 ноября 2010 г.

Продвижение чтения: опыт г. Тайга

Побывав сегодня на сайте библиотеки г. Тайга Кемеровской области, обнаружила у своей хорошей знакомой - коллеги Зуевой Анжелы хороший опыт по продвижению чтения. Предлагаю и Вам с ним познакомиться:
http://www.library-taiga.ru/interesnoe-i-udivitelnoe/bibliopole/
Материал за 2009 год, но принять на вооружение можно.

Продвижение чтения


суббота, 13 ноября 2010 г.

Содружество молодых специалистов "Кураж"

Движение молодых библиотекарей России набирает обороты - "молодым везде у нас дорога!" ЦБС г. Белово присоединилась к молодежному движению, и в результате в 2009 г. было создано Содружество молодых специалистов "Кураж".  А чтоб узнать о них получше предлагаем ознакомиться с презентацией Содружества:

 1. Мы из Централизованной библиотечной системы г. Белово и мы представляем Содружество молодых специалистов «Кураж». Создание такого объединения стало одним из важнейших событий 2009 года в ЦБС города.
2. Содружество молодых специалистов «Кураж» самое  молодое объединение города Белово. Общей численностью - 20 человек и общим библиотечным стажем - 98 лет и 8 месяцев.
3. Девиз нашего объединения:
 «МОЛОДОСТЬ СЧАСТЛИВА ТЕМ, ЧТО У НЕЕ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ»
4. И не случайно цвет нашего объединения – ОРАНЖЕВЫЙ – символизирующий энергию, теплоту, радость, активное самораскрытие и установление контактов с окружающими.
5. Возраст членов объединения от 22 до 34 лет. С высшим и средним специальным образованием: библиотечным  - 7, педагогическим - 7, юридическим - 2, 1 - режиссер, менеджер и психолог.
Ведь мы молодые, инициативные, энергичные и талантливые: брюнетки, шатенки, блондинки….
 Но, не смотря на то, что мы такие разные, мы объединены общей целью - постичь все азы библиотечной профессии.
В 1996 году состоялся первый городской конкурс библиотечного мастерства. В последствии получивший название «Книгиня». Первые участницы конкурса в настоящее время – зав. инновационно-методическим отделом ЦБС, заведующая отделом комплектования ЦГБ, заведующая библиотекой – филиала КЕМГУ, главный библиограф по работе с детьми, а Чернова Елена Анатольевна сегодня директор нашей системы. Нам есть на кого равняться. Мы работаем под чутким руководством  сильнейших в своей профессии специалистов, доказавших свой профессионализм победами в городских и областных конкурсах библиотечного мастерства.
Несмотря на то, что мы молоды у нас есть свои достижения:
А в 2003 году в библиотечном конкурсе участвовала Заводискер Оксана Юрьевна. Сейчас она – зам. председателя нашего объединения.
В 2005 году в городском конкурсе «Книгиня» победителем стал самый молодой специалист центральной городской библиотеки Белова Галина Александровна. Ей принадлежит идея создания сборников «Зеркало» с приложением «Скрепка». Главным редактором которых она и является. В последствие за участие во II Всероссийском конкурсе региональных периодических изданий электронный ресурс «Зеркало» в номинации «Специализированные библиотечные издания» был награжден Дипломом II степени  за оптимизм и оригинальность в подаче материалов.
Блестящим примером послужил выход на областной уровень заведующей библиотекой для юношества и молодежи №8 Мочаловой Елены Викторовны.  Она приняла участие в областном конкурсе «КНИГИНЯ - 2008», в котором победила в номинации «Воплощение мечты». Ею был подготовлен проект по продвижению чтения.
А в 2009 году ее примеру последовала член содружества молодых специалистов  «Кураж» Николаенко Елизавета Николаевна. Она участвует в номинации «Мы молодые нам все интересно» и представляет электронный ресурс по истории  библиотек города Белово.
Массовая работа в Централизованной библиотечной системе города Белово имеет свои особенности: она развивает, воспитывает, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать знание о книгах, привить любовь к чтению, сформировать умение работать с информацией, и работать в коллективе.
Мероприятия, проводимые в библиотеках отличаются широким тематическим спектром, социально-возрастным составом, формами работы, рекламным сопровождением, во многом благодаря активности и энергии молодых специалистов. Тесное сотрудничество с администрацией города, территориальными управлениями, общественными организациями города и поселков, клубными учреждениями, дошкольными, учебными заведениями, Детскими художественными школами ставит проводимые мероприятия на более высокий уровень. 
Одним из важных направлений в работе библиотек города Белово является реализация целевых библиотечных программ таких как: «Лето с Почитайкой», «Чтение - моё увлечение!», «Молодежная Планета», «Испокон века книга растит человека», «Весна Победы», «Живая планета».  Программы, нацеленные на решение проблем социально незащищенных слоев населения, экологического просвещения и патриотического воспитания, а также развития эстетического вкуса жителей нашего города.
В 2009 году молодые сотрудники впервые стали участниками встречи с молодыми коллегами в городе Прокопьевске.
Наши перспективы: (планы на 2009год)
•    27 мая  проведение Фестиваля молодых сотрудников «Весенний калейдоскоп»
•    1 июня городской праздник «Мир в твоих ладонях», посвященный дню защиты детей
•    25 или  открытие библио-кафе «Морской прибой» на городском пляже (ко дню молодёжи)
•    С июня по август в рамках городской программы «Территория детства» участие в летних программах чтения:
- акция «Летняя книжная бессонница»
•   В течение года участие в занятиях Школы молодого библиотекаря.

Мы молоды, полны идей, задумок.

А у вас как функционируют подобные объединения?

четверг, 11 ноября 2010 г.

Прогноз развития библиотек

1. Поступление в библиотеки новых технических средств делает неэффективным обслуживание читателей только с использованием электронного каталога и сравнительно небольшого массива собственных данных.
2.  Необходимо шире использовать внешние библиотечные и другие информационные ресурсы в телекоммуникационных режимах (включая информационный поиск, межбиблиотечное обслуживание, электронную доставку документов и др.). И это - непременное условие работы библиотек и обслуживания пользователей.
3.  Развитие технических средств позволит библиотекам:
• записывать и хранить информацию в компактной форме и неограниченное время;
•  просматривать одновременно один или несколько текстов;
• производить информационный поиск по всему объёму хранимой информации;
•  копировать как на бумагу, так и на магнитные носители, необходимые документы;
• создавать собственные тексты.
4. Долгосрочное хранение больших объёмов литературы на твердых носителях, вероятно, через какое-то время будет признано нецелесообразным.
5.  Рост интереса читателей к созданию домашних или личных электронных библиотек и архивов, а также появление требований на новые формы обслуживания.
6.  Вероятно появление следующих новых форм обслуживания в библиотеках:
•  теледоступ к полнотекстовым, в том числе мультимедийным, гипермедийным ресурсам библиотеки их данным из дома, с рабочего места пользователя. С большой долей вероятности можно предположить рост использования «переносных электронных книг» - устройств со значительным объёмом памяти и ЖК-экраном, выполняющих функции лёгких переносных аппаратов для чтения типа плееров;
•  заказ литературы на расстоянии (в том числе голосом);
• оперативные формы межбиблиотечного абонемента, включая электронную доставку документов;
•  копирование и выдача полнотекстовых документов, а также видеоматериалов;
• широкое внедрение средств и форм обслуживания людей с ослабленным зрением с использованием систем с синтезаторами речи и/или панелями Брайля в режимах локальном и телекоммуникационного доступа;
•  оперативное дистанционное информирование абонентов в автоматизированном режиме о новых поступлениях литературы по интересующей их тематике (режим телекоммуникационного избирательного распространения информации - ИРИ).
7.Дальнейшее развитие корпоративных форм работы библиотек. Это связано с ростом объёмов обрабатываемых, хранимых и предоставляемых документов, а также с развитием телекоммуникационных сетей.

// Библиотека в школе – Первое сентября. – 2008. – №2 (206), 16-31 января. – С. 10-11.


Как вы смотрите на данный прогнозной перечень? Со всем ли согласны?
 

Назидательное поздравление для методистов



МЕТОДИСТ, помни:


•  «Без догляда только муравьи родятся», а  библиотеки-филиалы без твоего доброжелательного внимания просто захиреют. Хвали инициативных библиотекарей при каждом удобном случае, восхи­щайся их лучшими представите­лями. Создай вокруг себя деловую атмосферу, густо замешанную на взаимопомощи и понимании.


•  Сначала научи библиотекаря, как сделать, а потом уж с него спра­шивай. По знаниям и мастерству ты должен быть впереди на лихом коне. Надо учиться постоянно, даже если совсем не хочется и некогда и вообще есть более ув­лекательные дела в рабочее время. Заставляй себя вникнуть. Конечно, тяжело, а кто сказал, что быть методистом легко?


•    Не гнушайся поучиться у опытных библиотекарей. Себя не уронишь, зато другим сможешь более достоверно, не понаслышке донести увиденное и усвоенное.


• В погоне за эффектным отчётом о своей ударной работе подумай,


какими средствами, чьими голова­ми и руками это будет сделано. Не гнёшь ли в дугу твоих подопечных, которые по определению согласны на любую выкрученную из них загогулину?


• Не требуешь ли ты от библиоте­карей лишнего бумаготворчества, которого от тебя никто не спра­шивает? Ведь проанализировать и сделать выводы из полученных материалов ты можешь не всегда... положи руку на сердце и сознайся в этом самому себе. Так зачем же мучить людей? Не уподобляйся чеховскому персонажу «они хочут свою учёность показать и потому говорят о непонятном».


• Библиотекарь тоже человек, и у него, как и у тебя, есть свои взлёты и падения, которые диктуются в том числе и личными обстоятель­ствами. Знать эти обстоятельства досконально вовсе не обязатель­но, но видеть человека в минуты его раздавленности ты обязан. И поддержать.


•  Будь строг с лентяями, они, к сожалению, попадаются и среди библиотечного брата: отсидеться за стеллажами, отписаться, от­читаться, не приложив к детям и книгам ни сердца, ни руки. Требуй соблюдения правил игры: есть должностные обязанности, их выполняйте в полном объеме, за это деньги получаете. Творчества в такой ситуации спрашивать не приходится.


• Не доверяй обожателям и льсте­цам из подопечных библиотекарей. В трудную минуту около тебя их не окажется: они пойдут обожать сле­дующего за тобой начальника.


• Методическая жизнь полосатая, как и все явления в этой жизни. В трудные минуты крепись, а в светлые - не расслабляйся. Будь проще, не кажись значительнее, чем ты есть на самом деле, и народ к тебе потянется.
Библиотека в школе. – 2008. - №10 (214), 16-31 мая. – С. 21.


Ассортимент услуг информирования в электронной среде


1.     Агрегированные подборки
2.     Архив
3.     Аудиообзоры
4.     База данных
5.     Баннер
6.     Бегущая строка
7.     Бизнес-справки
8.     Видеоклуб
9.     Видеоконсультации
10.   Видеолекцяи
11.   Видеоролики
12.   Видеофильмы
13.   Видеоэкскурсия
14.   Виртуальная выставка
15.   Виртуальная справочная служба
16.   Витрина
17.   «Единое окно» -
18.   Гостиная
19.   Дайджест
20.   Дискуссионный лист
21.   Досье
22.   Интернет-репозитарий
23.   Интегральный каталог
24.   Информационный сайт
25.   Корпоративное представительство
26.   Корпоративная сеть
27.   Мультимедийные презентации
28.   Новостная лента
29.   Он-лайн консультации
30.   Онлайновый журнал
31.   Портал
32.   Пресс-клипинги (мониторинг прессы)



Особо хочется сказать об одной из этих услуг. В проекте "Библиотечный хронограф" (автор Е. Н. Николаенко) (в области такой проект пока в единственном числе)   активно использовался пресс-клипинг, тем самым собрав практически полную коллекцию полнотекстовых статей библиотечных работников и статей о библиотеке (авторами которых выступают небиблиотекари), начиная годов так с 50-х. Это такой замечательный архив, я Вам скажу.