Страницы

четверг, 30 января 2014 г.

Людмила Улицкая "Священный мусор". Размышлизмы

Эта книга не для быстрого прочтения, ее не прочитаешь по диагонали, да и методика "100 страниц в час" здесь не уместна.  Она, пожалуй, обо всём. Думается, что темы, рассматриваемые Людмилой Евгеньевной, не могут не затронуть любого человека. Хотелось бы, чтобы у каждого из нас в голове и душе была подобная "книга".

Ниже приведены отрывки из "Священного мусора", выбранные субъективно ведущей блога. Они могут вызвать большой спектр чувств и эмоций от минуса до плюса, но, как говорится, каждому - свое!
*************************************************************
Книги превращаются постепенно во вселенский мусор. Это очень хорошо знал Рэй Брэдбери. С горечью он писал о планете, где вся материальная культура сохранена, только нет людей, которые ее создали и могли бы пользоваться. Тогда, в отсутствие потребителя, вся культура превращается в мусор. И музыки не может быть, если нет ушей, которые ее слушают, и рук, которые играют, и живописи - без человеческих глаз.

Надо решить для себя вопросы: кто я? Чего хочу? Нужна ли мне свобода? Готов ли я к ответственнос­ти? Могу ли я испытывать сострадание? Есть множе­ство людей, которые совершенно созрели для того, чтобы задать себе эти вопросы, но никто не сказал им, что такие вопросы задавать нужно, а сами они не догадались.

В ранние годы, как мне кажется, индивидуальные различия между людьми гораздо сильнее, чем те, которые определяются полом. Почему я так думаю? Потому что в самом раннем возрасте пол еще не нужен, и совсем юное существо свободно от его неукосни­тельных законов. Как и в старости, после выполнения программы продолжения рода, когда пол уже не нужен. Человек, исходя из этого, наиболее полно выражает свое человеческое содержание в раннем детстве и в поздней старости. Отсюда и рождается глу­бокая смысловая рифма - стар и млад. Близко к области границы.

Мы, люди, мужчины и женщины, должны совместно решать проблемы выживания нашего вида Homo sapiens, нашего местообитания - планеты Земля... Назревает, по моему глубокому ощущению, перераспределение функций, и в будущем человечестве, я надеюсь, на первый план выйдут качества, связанные не с полом непосредственно, а с другими параметрами: интеллект, чувство сострадания, взаимопомощи.



Чем выше культурный уровень человека, тем лучше он понимает окружающих. Тем более это относится к людям, принадлежащим разным полам. Любовь, разумеется, выше любого теоретического знания друг о друге: когда она возникает между мужчиной и женщиной, они счастливы, даже если не умеют складывать буквы. Но любовь - такой редкий и быстро увядающий цветок! Понимание, взаимное уважение, точная оценка собственных возможностей и возможностей партнера необходимы в особенности тогда, когда горячей любви уже нет, но есть семья, дети, взаимные обязательства. А путь этот требует большой внутренней работы, на которую не всякий человек согласен. А если не согласен, то ему (или ей) остается возможность одиночества. Для кого-то это приемлемо, а для кого-то - невыносимо.

Заповедь любви к ближнему содержит очень знаменательные слова: «Возлюби ближнего как самого себя». То есть предполагается, что в первую очередь человек должен научиться любить себя самого, а ближнего - не меньше. Себя любой человек любит без всякой мотивации.

Кто сказал, что в мире слишком много любви? В мире острый дефицит любви - бескорыстной, самоотверженной, свободной. Той, о которой произнес апостол Павел свои бессмертные слова: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится...».

Я видела у нас подобные дома для инвалидов детства - эти маленькие представительства ада. Видела голых детей, лежащих на голой клеенке и привязанных к кроватям. Тогда я отчетливо поняла, что честь и достоинство государства и общества нужно оценивать именно в этой точке: что они делают для своих детей-инвалидов, для беспризорников, для малолетних правонарушителей.

Украденный старый велосипед, взломанный ларек, из которого взяты десять бутылок пива и два килограмма печенья, три хомячка из зоомагазина... и срок. И, как правило, потерянный для общества человек. В Курской области около пятисот малолетних заклю­ченных - столько же, сколько во всей Франции...
У нас надо много украсть - завод, банк, миллион чего-нибудь, - и тогда вор оказывается для закона недосягаем. А три хомячка как раз под силу карающему закону, и он обрушивается всей своей мощью на четырнадцатилетнего пацана, которого, как правило, и так судьба обидела, дав в родители алкоголиков или вообще оставив без родителей...

Большие деньги дают их владельцам многие преимущества перед теми, кто не имеет лишней копейки. Они дают свободу (есть такой предрассудок), дают возможность прекрасных путешествий в разные страны (до тех пор, пока не утрачивается «охота к пе­ремене мест»), дают привилегию на высокое «качество жизни» (пока не обнаруживается, что воздух, вода и пища теряют качество во всем мире) и прочие мнимые и реальные радости.
Но есть вещи, которые не покупаются за деньги: никто не может избежать болезней и смерти, несчастья и одиночества. Когда приходит это понимание, меняется отношение к деньгам. Они не есть вечная ценность. Сегодняшний кризис, который только начинается - и ни один специалист не может предсказать всех последствий происходящего, - изменит очень многое в жизни нашего и будущих поколений.
Первое последствие - крушение ложной идеи всевластия денег.

Даже самая длинная человеческая жизнь коротка по сравнению с жизнью большой черепахи или дуба. Но человек может сделать то, что не может и не умеет ни одна живая тварь, - спасти другого человека. И может просто немного помочь: накормить голодного, облегчить страдания больного. Это так хорошо. Попробуйте, и вы почувствуете, как ваша жизнь наполняется новым смыслом, которого так часто не хватает в нашей суетливой, тяжелой и зачастую удручающей жизни.

Ориентир духовный сегодня - не святость, а праведность. В понятиях протестантских - порядочность, честность, трудолюбие, определенный бытовой аскетизм. В понятиях православных - милосердие. Не помню, кто сказал: в России святых навалом, а честного, то есть не ворующего человека, днем с огнем не сыщешь. Так что - если иначе не можете - воруйте, но хотя бы из милосердия отдавайте долю сиротам и вдовам, бедным и больным. А святость - это при нашем состоянии умов и душ слишком большой запрос.



Давно известно, что церковь гонимая крепнет, церковь властвующая растлевается.

*************************************************************
Это лишь малая крупица тех мыслей, которые выражает автор книги. Если зацепило - прочитайте, нет - значит, это не ваше (или не сумела донести...).

2 комментария:

  1. Елен, преклоняюсь перед Улицкой. В ней мудрость древнего народа. Но в тех книгах, которые читала, больше социального, чем философского, как мне показалось. А вот "Священный мусор" как раз об общечеловеческом. Только что дочитала "Инферно", принимаюсь за "Священный мусор".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Лен, согласна целиком и полностью! Мысли глубочайшие! Действительно - об общечеловеческом! И мы ведь тоже сталкиваемся с теми вещами, которые описаны у Улицкой, практически каждый день, по-своему "перевариваем", но вот так вот это выразить далеко не у каждого получится... Кладезь...

      Удалить