Работа с тинейджерами (подростками в возрасте 13-19 лет) в библиотеках остается актуальнейшим вопросом. По итогам отчетного 2010 года (в сравнении с 2009) мы "сминусовали" на 3473 пользователя юношеского возраста. Соответственно, все остальные показатели также не впечатляют. Здесь были и объективные причины (восьмимесячный ремонт абонемента Центральной городской библиотеки), но и от реальности не уйдешь – все сложнее и сложнее с нашим ресурсно-материально-техническим положением завлечь к себе молодежь.
Попадался на глаза материал по структурному решению тинейджер-библиотеки, который сейчас и хочу воспроизвести.
Функционирование такой библиотеки предполагает наличие таких отделов:
- библио-экспресс «Мир новых изданий» (отдел новых изданий за последние 5-8 лет);
- библио-пресс (отдел периодических изданий);
- библио-комфорт (все для разумного досуга);
- библио-информ (информационные услуги и интернет-услуги);
- библио-мультимедиа (отдел некнижных носителей);
- библио-масс-культура (отдел дискуссионно-массовой работы);
- библио-сервис (ксерокопирование, сканирование, компьютерный перевод, консультации библиографа, юриста, психолога, имиджмейкера). Привлекательность такой библиотеки в целом и отдела библио-сервиса в частности увеличит комплекс качественных комфортных дополнительных услуг, в числе которых:
- составление списков литературы к дипломным и курсовым работам;
- обучение работе с компьютером и компьютерными программами;
- предоставление текстового редактора;
- распечатка с электронного носителя;
- заказные аналитические работы;
- экспресс-абонемент учебной литературы;
- «ночной абонемент»;
- абонемент выходного дня;
- предоставление образцов форм типовых документов (заявления, договоры, справки);
- электронные базы данных (ЭБД): «Экстрим-ситуации: совет, решение, помощь», «Твой деловой органайзер» (полезные адреса, телефоны, факсы, e-mail).
Сама задалась вопросом: «А достаточно ли этого на сегодняшний день?». А как Вы считаете???
Хватило бы сил и ресурсов на все это! Не плохо бы создать клуб молодежный (подростковый), как, наприер, в РГДБ: http://www.obsudim.net/. Можно вокруг молодежного чтения - посмотрите журнал "Крылья", или "Читайка": http://rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/print.php#chita Мне кажется, у вас получится!
ОтветитьУдалитьСпасибо за ссылки, все посмотрела - есть чему поучиться и перенять, очень интересно! Будем работать :)
ОтветитьУдалитьМы все больше убеждаемся, что дело не столько в структуре и технических наворотах(хотя и они нужны несомненно, библиотеки не должны выглядеть "бедными родственниками" в глазах подростков), сколько в необходимости слушать подростков, общаться с ними. Индивидуальная и групповая работа здесь нужна, хоть и много времени она отнимает, но того стоит. Мы между собой говорим: "облизать, пригреть, по головке погладить - и подросток твой". Так и происходит, мы на примере нашего НОКАУТА убедились.
ОтветитьУдалитьВеста, согласна с Вами. Просто придумываем эти структурные навороты в надежде, что молодежь увидит, что это сделано ИМЕННО ДЛЯ НИХ! Может быть, нам и не удастся организовать все эти отделы, но хотя бы частично что-то реализовать. А облизывать и гладить по головке приходится всех, но подростков особенно - это О-О-Очень сложное дело, к ним подход найти сложней всего! Так что ищем, изыскиваем, выцарапываем и т.д. и т.п.
ОтветитьУдалить