Формат профессионального стандарта предполагает выделение уровней профессиональной квалификации. На основе проанализированных профессиональных стандартов в сфере информационных технологий предлагается дифференциация по квалификационным уровням библиотечно-информационной деятельности.
На первом уровне предполагается использовать труд работника, который отвечает за выполнение собственной работы. Она состоит преимущественно из технических операций. Данный уровень предполагает общее среднее образование без предъявлений требований к опыту работы.
Второй уровень занимает профессиональный практический работник, который отвечает за выполнение собственной работы. Он несет часть коллективной ответственности за работу, требующую сотрудничества с коллегами. Работа состоит из рутинных операций и типовых процедур. Она предусматривает владение профессиональными знаниями и умениями. Данный уровень соответствует работе библиотечного специалиста второй категории по единой тарифной сетке. С предполагаемыми трудовыми функциями может справиться специалист, имеющий среднее специальное профессиональное образование (в зависимости от квалификации) или бакалавр.
Квалификационные уровни библиотечно-информационной деятельности
Уровень | Статус работника | Квалификационное разделение труда в библиотечной сфере |
1 | Технический исполнитель | Библиотекарь 6-7-го разряда |
2 | Профессиональный практический работник | Библиотекарь 7-8-го разряда |
3 | Специализированный практический работник | Библиотекарь 9-10-го разряда |
4 | Руководитель среднего звена | Главный библиотекарь |
5 | Руководитель среднего звена | Заведующий отделом/сектором |
6 | Высший уровень руководства | Заместитель директора |
7 | Высший уровень руководства | Директор библиотеки |
Специализированный практический работник, представленный на третьем квалификационном уровне, несет определенную личную ответственность и автономен в принятии решений. Контролирует исполнителя рутинных типовых операций.
Комбинирует и разрабатывает процедуры, необходимые для подготовки работы и осуществления надзора. В действующей единой тарифной сетке данный уровень можно сопоставить с работой специалиста первой категории. Работу на третьем уровне могут осуществлять выпускники, имеющие квалификацию бакалавр (с необходимым опытом работы) или дипломированный специалист.
Четвертый уровень представлен руководителем среднего звена, который несет ответственность за выполнение собственной работы и за действия коллег. Комбинирует и разрабатывает новые процедуры, консультирует специалистов. Работа требует знаний и умений, независимых от конкретной профессии. Трудовые функции данного уровня соответствуют обязанностям главного библиотекаря. Требования к уровню образования -дипломированный специалист или магистр.
На пятом уровне к руководителю среднего звена предъявляются требования: осуществлять планирование, организацию и руководство работами подразделения; контроль за работой подразделений и производством (выполнением) продуктов / услуг; нести ответственность за реализацию стратегий, анализ, принятие решений и их осуществление, распределение ресурсов и результат деятельности. С перечисленными задачами может справиться дипломированный специалист или магистр с необходимым опытом работы.
Шестой уровень — высший уровень руководства. Руководитель ведет планирование и анализ деятельности подразделения на основе стратегии организации. Выполнение работы требует управленческих знаний и умений. Эта работа предполагает наличие диплома о высшем образовании или магистра с необходимым стажем работы.
Седьмой уровень - это руководитель организации, который несет ответственность за работу организации в целом, ведет планирование и анализ деятельности предприятия. Работа требует знаний опыта российских и международных управленческих механизмов, умения объективно оценивать обстановку, самостоятельно принимать решения и устанавливать политику развития предприятия. Выполнение трудовых функций предполагает уровень дипломированного специалиста или магистра с опытом работы.
Фрагмент профессионального стандарта для заведующего отделом / сектором:
1) Направление деятельности работников: | планирование, организация и руководство работами подразделения; разработка стратегии развития подразделения и организации; ответственность за реализацию стратегий, анализы, решения и их осуществление, за распределение ресурсов и за результат деятельности |
2) Требования к практическому опыту работы: | пять лет в должности ведущего (главного) библиотекаря / библиографа; |
3) Требования к необходимости сертификации: | подлежит добровольной сертификации; |
4) Требования к состоянию здоровья | перечислить медицинские противопоказания; |
5) Наименование должностей: | руководитель сектора; |
6) Требуемый уровень профессионального образования и обучения 7) Средства для исполнения трудовой деятельности | руководитель отдела; степень магистра; повышение квалификации; профессиональная переподготовка; использование копировально-множительной техники; работа с факсом, модемом и т. д. |
Перечень должностных обязанностей библиотечных специалистов пятого квалификационного уровня:
1. Планирование развития сектора / отдела; | 7.Анализ причин трудностей в работе подразделения; |
2.Осуществление методической деятельности; | 8.Прогнозирование работы подразделения; |
3. Организация и проведение научно-исследовательской работы; | 9.Консультирование специалистов отдела / сектора; |
4. Контроль качества работы отдела / сектора и отдельных направлений деятельности; | 10.Подготовка предложений по повышению квалификации сотрудников отдела / сектора; |
5. Руководство работами подразделения по соответствующему направлению | 11.Разработка организационной структуры подразделения; 12.Разработка и внедрение ОРД подразделения; |
6.Обслуживание пользователей библиотеки; | 13. Контроль за соблюдением правил ТБ. |
Усольцева, О.В. Профессиональный стандарт как модель деятельности специалиста библиотечно-информационной сферы [Текст] / О.В. Усольцева // Библиосфера. – 2010. - №2. – С.43-47. - (Библиотековедение).
Огромное спасибо за материал! Возьмем на заметку.
ОтветитьУдалитьРада, что материал пригодился :)))
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал. Правда, у нас на Украине немного другие разряды, но квалификационные требования такие же. А вообще блог интересный. Спасибо!!
ОтветитьУдалитьАнонимному - с разрядами возникают некоторые вопросы, с нынешней ситуацией с библиотечным образованием, стажем и т.д. эти разряды на практике "притягивают за уши" (к сожалению...). А за оценку блога - спасибо, Украина :)!
ОтветитьУдалитьа для библиографа есть?
ОтветитьУдалитьДобрый день всем! Была удивлена увидеть свою статью)
ОтветитьУдалитьБлагодарю всех за отзывы на предложенную идею. Они очень важны!
Должность библиографа включена уже в доработанный вариант.
С уважением автор!
Ольга Владимировна, Ваша статья сразу привлекла наше внимание, поскольку на тот момент вопрос о квалификационных уровнях был весьма актуален, он и сейчас остро стоит на повестке дня. Надеемся увидеть и доработанный вариант. Спасибо, автор!)
УдалитьНа следующей неделе мы будем представлять эту идею на РБА, если поддержат, то сразу возьмемся за работу.
ОтветитьУдалитьМогу желающим представить методику разработки профессионального стандарта.
Мы проводили опрос среди руководителей библиотек и не все сознаются, что проблемы квалификационных уровней имеются )))
Приятней всего, что статью разместили библиотекари из Белово. Я с Вами землячка)))
С уважением Ольга Владимировна Усольцева.
Ольга Владимировна, будем признательны, если поделитесь с нами методикой разработки. Можно выслать по адресу belovo.cgb@mail.ru
УдалитьЕсли и не проблемы, то вопросы к квалификационным уровням имеются.))
Удачи в продвижении идей! Рады такому землячеству!)))
Большое спасибо! Долго искала этот документ.
ОтветитьУдалитьПожалуйста, успехов в работе!
Удалить. В юмористический сегмент вашей творческой копилки песен о библиотеке хочу добавить ещё одну "Песнь о библиотекарше".
ОтветитьУдалитьRunescape 2007 Gold
Buy FFXIV Gil