В октябре 2010 года каждая библиотека системы проводила анализ формуляров сотрудников библиотек ЦБС г. Белово. Для того, чтобы выявить общие тенденции чтения и проанализировать их, было необходимо аккумулировать их в едином пространстве. Таким пунктом стал методико-инновационный отдел, куда стекалась вся информация. Интересно было выявить приоритеты чтения: лидеров и аутсайдеров, частоту посещений, предпочитаемые жанры литературы, профессиональное чтение.
Был произведен анализ 113 формуляров, по итогам которого можно отметить некоторые любопытные особенности в области чтения коллег. Интересно было проследить особенности чтения в разных возрастных группах. С этой целью весь массив документов был разбит на 3 возрастные категории: до 30 лет, от 30 до 50 лет и старше 50 лет.
Слайд 2
Диаграмма показывает, какой процент, от всего коллектива, составляет та или иная возрастная группа. Самая многочисленная II группа (от 30 до 50 лет) составляет 50%. у данной возрастной группы уже есть определённый опыт работы, свои достижения, успехи и, вместе с тем, есть желание двигаться вперёд к новым рубежам, новым знаниям, идти в ногу со временем.
Наша надежда на будущее I группа (до 30 лет) составляет 23%. Острый ум, дерзновенность мышления, новаторские идеи, желание перемен – это то, чего иногда не достаёт в работе коллег более старшего возраста.
Те, у кого мы учимся каждый день, на кого равняемся, наши замечательные учителя и коллеги, III группа (старше 50 лет) составляют 26% коллектива. Опыт, мудрость, рассудительность - это те золотые качества, которые отличают представителей этой группы коллектива.
Начиная исследование, определив возрастные группы, логически можно было предположить, что основное количество посещений даст II группа. Но, тем не менее, выявилось, что наши старшие коллеги читают гораздо чаще.
Слайд 3
735 посещений за 9 месяцев 2010 года. 624 посещения - II группа и 207 посещений – I группа. Исходя из этого, необходимо отметить, что в среднем частота посещений в III возрастной группе самая высокая – 25 посещений, тогда как во II возрастной группе – 11 посещений, а в I возрастной группе – 8 посещений.
Известно, что коллективы библиотек состоят из женской части населения. Ничто человеческое им не чуждо. Сентиментальность, романтичность, любопытство – эти качества присущи именно женскому характеру. Исходя из этого, исследуя жанровые предпочтения коллег, можно было предположить, что приоритетными жанрами литературы станут любовные романы и детективы. В принципе, так и произошло. Не зависимо от возраста, коллеги отдали предпочтение именно этим жанрам художественной литературы.
Слайд 4
Удивительно оказалось другое. Основываясь на психологические особенности возрастной группы, можно было предположить, что наиболее популярным будет сентиментальный роман у I возрастной категории, но исследование выявило, что наиболее активно в сравнении с другими жанрами, читают представители III возрастной группы. Ту же самую тенденцию можно проследить в жанре детектива. Лишь фантастика интересует молодёжь гораздо больше, чем людей старшего возраста. Литература по психологии с возрастом интересует всё меньше и меньше. Если I группа показала 7,6% , то у III группы нулевой показатель. Наличие в формулярах у всех возрастных групп записей учебной литературы, говорит о том, что не зависимо от возраста, постигать науки, получать новые знания всегда интересно и дальновидно.
Слайд 5
Благодаря нашему замечательному информатору, Е. В.Мочаловой, мы всегда получаем информацию о новинках художественной литературы. 26,5% коллектива, воспользовавшись этой информацией и своими дополнительными источниками, читают большинство рекомендуемых книг.
Слайд 6
Среди книг – лидеров чтения, наиболее популярны у коллег детективы: Д. Донцовой, Т. Устиновой, Ю. Шиловой. И только произведения Ю. Лавряшиной, В. Токаревой и Е. Гришковца стоят отдельным блоком в череде художественной прозы.
Классика ни отечественная, ни зарубежная практически не читается (1,7%). Чехова, Достоевского, Тургенева, а также Ф. Купера, А. Кристи и книги многих других авторов коллеги берут крайне редко.
Слайд 7
Из записей в формулярах интересно было узнать о хобби коллег. Наибольшее количество человек интересуются цветоводством и садоводством, на втором месте кулинария и нетрадиционная медицина. Есть среди коллег люди, интересующиеся вязанием и бисероплетением, собаководством и фен-шуй, с увлечением читают православную литературу.
Слайд 8
Исследование выявило интересные особенности в области профессионального чтения. Подавляющее большинство интересуются библиотечным делом, но предпочтение отдают информации в помощь организации массовых мероприятий. Данная тенденция наблюдается в работе, как с периодикой, так и с книжными изданиями. Меньше всего коллег интересует документоведение и информационные технологии. К огромному сожалению не намного больший интерес проявляют и к библиографии. Данные факты не могут не огорчать. Организация выставок, работа с фондом, составление портфолио, мультимедийные технологии… Информацию об этом и о многом другом можно найти на полках своих библиотек либо в методико-инновационных и информационно-библиогра фических отделах центральных библиотек.
Слайд 9
Если проанализировать отдельно библиотечное дело с целью выявления доли периодики и книжных изданий, можно отметить тот факт, что подавляющее большинство в своём профессиональном чтении отдают предпочтение периодике (87,3% к 12,7%).
Слайд 10
Если внимательно посмотреть на лидеров профессионального чтения, то без труда можно заметить, что и среди периодических изданий и среди книжных предпочтение отдаётся литературе в помощь организации массовых мероприятий. Но в лидерах обозначились книги и по сохранности фонда.
Слайд 11
Краеведческую литературу читает
Та же неважная ситуация обстоит и с краеведческой литературой. Лишь 5,3% коллектива интересуются данной темой.
По итогам анализа формуляров можно сделать некоторые выводы. Коллеги хорошо ориентируются в современном литературном процессе, ими очень активно прочитываются периодические издания. Русская, советская, зарубежная классика отошла на второй план, но это можно объяснить тем, что среднее и старшее поколения ее знают достаточно хорошо. У большинства коллег в активе чтения большой ассортимент литературы, касающейся их досуга и увлечений, что говорит о разносторонности их взглядов.
При анализе чтения библиотекарей необходимо учитывать ряд фактов:
- мы читаем, беря книги из домашних библиотек своих друзей и коллег,
- не всё что нами читается и просматривается, записывается в формуляры ( :) )
- при приемке литературы ведется тщательный ее просмотр;
- некоторая доля изданий читается в электронном виде и др.
Кириллова С. В., главный методист
Лен, МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!Умная, способная, деятельная голова нашей системы!!!! Побольше бы таких людей!!!
ОтветитьУдалитьИнтересная идея - посмотреть формуляры библиотекарей.Посмотреть так сказать реальное чтение коллег. Выводы есть интересные. Но не очень понятно зачем это исследование проводилось. Выявить общие тенденции чтения и проанализировать их? Для какой надобности. Просто полюбопытствовать? Так эти тенденции и без всяких исследований, на глазок видны. Ну исследовали, ну выявили, что хорошо ориентируются в современном литературном процессе. (не очень понятно на чем основан именно этот вывод) Ну а дальше-то что? Что с этим делать?
ОтветитьУдалитьС удовольствием поясню ситуацию. Во-первых, хотелось бы всё-таки посмотреть на чтение коллег не на глазок, а по реальной статистике (хотя, как отмечается, что все факторы чтения учесть практически невозможно, но смотреть-то надо, хоть изредка...). Во-вторых, насчет ориентации в литературном процессе - здесь соглашусь, что звучат далеко не последние фамилии литературного брэнда - а то, чем заполняются полки наших книжных магазинов, но, тем не менее, фамилии Д. Рубиной, П. Коэльо всё-таки имеются. И, наконец, в-третьих, - а делать с этим вот что - регулярно на производственных совещаниях (или других профеесиональных встречах) - расширять круг чтения коллег - и давать им для обзора уже те фамилии авторов, которые не были найдены в их формулярах. Хотя бы фамилии из той же Презентации нашего блога "Современная мужская проза"! Чтобы отошли Шиловы, Донцовы, а "пришли" те книги, которые, возможно, станут классикой XXI века.
ОтветитьУдалитьКак расширять круг чтения? Просто обзор, знакомство с новыми именами почти ничего не дает. То, что обзор выслушан, это еще не гарантия, что книги будут прочтены. А если что-то активнее? Обсуждение с библиотекарями? Но для этого нужны еще некоторые позиции для исследования. А кто сказал, что Донцова не станет классикой XXI века? А кто, по-вашему станет классикой?
ОтветитьУдалитьizbachka, очень уважаю ваше мнение, и по поводу обзоров могу сказать буквально следующее - 10 ноября проводили семинар по продвижению чтения, на котором был представлен обзор современной мужской прозы. Среди устных и письменных отзывов коллег практически половина (а на семинаре присутствовало 39 чел.) сказали, что захотелось познакомиться со всеми представленными именами, среди которых для многих оказались неизвестные. Но вот только прочитают ли? А вобще мне нравятся проекты типа литературных квестов, литературные ролики в современном их исполнении (без стационарности и монументальности библиотекаря, знакомящего с литературой).
ОтветитьУдалитьНасчет Донцовой, ели честно, очень сильно сомневаюсь, поскольку классика — это всё таки образцовая, показательная и т.п. л-ра, к чему я не могу причислить Дарью Донцову (сугубо личное мнение), хотя очень ее уважаю как личность. А вот насчет представителей классики XXI века - это вопрос серьезный, и на данный момент у меня нет на него ответа, но... с этого дня (вернее ночи) начинаю об этом серьезно размышлять! Удачи!
Донцову я тоже не считаю будущим класиком. Этим я хотела сказать, что вряд ли нам дано знать кто из сегодняшних - классик. К сему - интересные рассуждения Д. Быкова " http://www.ogoniok.com/4950/32/
ОтветитьУдалитьЯ немножко занимаюсь вопросами профессионального самосознания библиотекарей и убеждаюсь, что с библиотекарями также нужны интерактивные диалоговые формы работы. Клубные, конечно, тоже. Но и в клубах часто бывает так: народ сидит, а библиотекарь вещает. А вот интересно, только что подумала, а есть ли у кого читательские клубы БИБЛИОТЕКАРЕЙ? По настоящему, без официоза?
Быкова обожаю, поэтому обязательно гляну, спасибо. Насчет интерактивных форм по работе с коллегами (и мной в частности) согласна на все 200! А вот насчет клубов библиотекарей - у нас лет 8 назад существовал такой, но как-то сам себя изжил. И о подобных я более не встречала в чьей-либо практике. Конечно интересно, способно ли сейчас возродиться такое объединение, было бы здорово! Это действительно необходимо для того, чтобы состоялся диалог, а не моноспектакль!
ОтветитьУдалитьМожно, конечно, назвать наше виртуальное общение клубом. Но уж как-то все хаотично и много в коментах не напишешь.
ОтветитьУдалитьizbachka, не совсем поняла по какому адресу могу к Вам обратиться, поэтому пишу сюда. Пожалуйста, оставьте свой комментарий во вкладке блогоопрос, буду ждать Вашего мнения!
ОтветитьУдалитьОтвечаю на комментарии АНОНИМНОГО посетителя, прокомментировавшего данный пост, но мною не опубликованных. Да, свободу слова никто не отменял, но существует такое понятие, как модерация, согласно чему автор блога имеет полное право не публиковать те сообщения, которые носят злобный и саркастический характер, направленный против той личности, кто занимался вопросом (как в данном случае) анализа читательских формуляров библиотечных работников. Цитирую (то, что можно процитировать): "Далеко не все читают то, что там перечислено..." Согласна, а теперь смотрите предпоследнюю строчку поста "не всё что нами читается и просматривается, записывается в формуляры". Да, мы читаем гораздо больше, но мы ведь делаем выводы на основе анализа читательских формуляров!!!. Получается, изучая чтение наших пользователей на основе читательских формуляров мы занимаемся ерундой??? Поскольку они также читают литературу в интернете, берут книги у друзей и знакомых.
ОтветитьУдалитьМой предыдущий комментатор данного поста - izbachka - тоже была не согласна с некоторыми выводами, но мне с ней приятно было общаться, поскольку от нее поступили дельные предложения, а это прежде всего помогает в нашей с вами работе. Поэтому, уважаемый аноним, хотя нет, анонимы никогда не уважались, прошу более внимательно прочитывать текст поста, и делать правильные выводы!!!
Уважаемые коллеги. Тема профессионального сознания и неразрывно с ней связанного профессионального чтения - одна из главных в журнале "Библиотечное дело". Каково же было моё удивление, когда посмотрев презентацию, я вообще не обнаружила наше издание в перечне, указанном библиотекарями г. Белово.
ОтветитьУдалитьДалека от мысли о саморекламе, но всё-таки привожу 2 примера (из сегодняшней почты): Вот мнение С.Ф. Бартовой, председателя секции публичных библиотек РБА:
«Какие потрясающе журналы делает Ваш коллектив! Умные, современные, своевременно и интересно! Это, конечно, просто - профессионализм.»
Или ещё одно – Зульфии Шакировой из Башкортостана:
Спасибо Вам! Спасибо "Библиотечному делу", которое по-настоящему объединяет библиотечное сообщество и призывает его ДУМАТЬ, ДВИГАТЬСЯ, ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯ!!!
Заходите на наше сайт, посмотрите сами: www.bibliograf.ru и присоединяйтесь к обсуждению темы "Библиотека 2.0", которую мы сейчас готовим.
Татьяна Филиппова, гл. редактор
Уважаемая Татьяна!
ОтветитьУдалитьСпешу сообщить, что мы ваш журнал выписываем уже много лет, мы его регулярно просматриваем и советуем коллегам.Я прочитываю и его электронный вариант (если у нас не находится на месте того или иного номера). В основном у Вас очень много "продвинутых" инновационных статей. Тема дванольной библиотеки действительно стала самой популярной на сегодняшний день, поэтому будем ждать Ваших публикаций.